Все На Сахалин

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Все На Сахалин » НЕпознаННоЕ » Хочу все знать!


Хочу все знать!

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

БУЛГАКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ

То, что я сейчас скажу, стало известно сравнительно недавно. Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из основателей, одним из наиболее ярких представителей такого направления, как эвереттическая литература. Этот термин я поясню, чтобы те, кто захотят узнать подробности, могли самостоятельно обратиться к литературе, к Интернету. Дело в том, что в 1957 году в американском журнале «Reviews of Modern Physics» вышла статья американского физика Хью Эверетта. Эта статья, которая была благословлена Нильсом Бором, породила целую современную физическую литературу. Согласно Эверетту, во всех квантовых процессах — а мы с вами являемся квантовыми объектами — осуществляются все выборы, которые теоретически возможны. И так называемые параллельные миры, о которых говорят средства массовой информации и порой фантасты, — это не просто образы, не фантазия, это физическая реальность.

Так в чем же особенности этого нового, «физического взгляда на художественное творчество»? Дать детальную картину пока невозможно — эвереттика, как инструмент интеллектуального анализа, только пробует свои силы. Поэтому, не претендуя на полноту, отмечу только то, что видно уже сейчас. И давайте посмотрим, как эти признаки эвереттического жанра проявляются в «Мастере и Маргарите».
   
Прежде всего, оказалось, что автор, «как бы творя» мир своего произведения, «на самом деле» является — и осознает себя! — только «специальным корреспондентом», сообщающим читателю о событиях, свидетелем которых (пусть даже и в «воображении»!) он являлся. Это ощущение «власти» мира героев над авторской волей отмечается многими писателями. И оно — следствие именно физической эвереттичности, того факта, что всякий «выдуманный» здесь и сейчас мир является действительным миром в какой-то ветви Мультиверса. Вопрос о том, как писатель проник в этот мир, как он с ним взаимодействует, — отдельный и сложный и требует отдельного обсуждения. Да, это «закрытые» миры для большинства из нас. Но писатели — люди особенные: «В том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!» И тот факт, что М. А. Булгаков был убежден в том, что он пишет «правдивое повествование» и не может умереть раньше, чем закончит свою работу над «Мастером и Маргаритой», — весьма знаменательное свидетельство реальности и прочности связи миров «авторского воображения» с нашим повседневным миром.
   
Вторая явная особенность — внимание автора к необычным интерференционным явлениям, обнаруживающимся в описываемом мире вследствие его взаимодействия с другими ветвями Мультиверса, и прежде всего, с «нашей вселенной». От нас в «воображаемые миры» могут приходить и сосуществовать с «выдуманными» и отдельные герои, и целые сюжетные ситуации.

Тре тьей, столь же фундаментальной, чертой эвереттических миров является необычное течение времени. Эта необычность может иметь самые разнообразные проявления — время может растягиваться, сжиматься, делать петли, течь вспять, «дискретно ломаться», приводя к анахронизмам и фантомам из будущего. Разумеется, все эти эффекты проявляются отнюдь не везде и не всегда. Более того, как правило, все это не обязательно даже замечается обитателями этих миров, как не замечается порой и нами — «счастливые часов не наблюдают»... И парадокс полуночи Бала Воланда — далеко не единственный временной парадокс «Мастера и Маргариты».
   
Четвертая особенность возникает тогда, когда описываемый мир имеет отличия каких-то физических свойств от нашего мира. Эта особенность (если она обнаруживается) порождает один из видов фантастики как частного случая эвереттической литературы.

И наконец пятая особенность, последня я из тех, о которых я готов говорить сегодня, в момент становления эвереттической литературы как нового жанра. Она, как мне кажется, именно с литературной точки зрения является важнейшей. (Если согласиться с тем, что одной из самых важных и интересных задач литературы является исследование поведения человека в тех обстоятельствах, которые предлагает ему жизнь.)
   
Дело в том, что с эвереттической точки зрения каждый из нас — только некая часть, ветвь, орган невообразимо сложного образования, которое в Мультиверсе существует как мультивидуум. Каждый из нас «одновременно» живет во множестве миров, взаимодействует со множеством социумов, обладая в каждом из них и определенным статусом, и соответствующим жизненным опытом. Но эти «другие жизни» многих «Я», составляющих «Супер-Я» мультивидуума, как дополнительные измерения пространства в теории суперструн, «свернуты» и обычно явно не проявляются, оставляя следы своего присутствия в глубинах подсознания. Однако, будучи реальными, эти «обертоны» нашего существования окрашивают музыку каждого конкретного бытия особыми красками, придают ей тот объем, который и воспринимается нами интуитивно, как «глубина личности», как «зов крови», как карма и т. п. И выявление этих «скрытых измерений», обнаружение их влияния на все аспекты нашег о существования, начиная от бытовых и заканчивая «идейными поисками», — одна из самых увлекательных особенностей эвереттической литературы.

В булгаковском шедевре такие «мульти в и дуальные обертоны» легко угадываются в образах Маргариты («как причудливо тасуется колода! Кровь!»), Пилата и Мастера, Левия Матвея и Ивана Бездомного, Иуды и Алоизия Могарыча и многих других, может быть, не столь явных. Разумеется, не следует искать в этих героях строгого параллелизма действий и судеб, но нельзя не видеть и того, что они «одной крови».

Размышляя над этим, я ощутил, что жанровая многозначность текста Булгакова — это проявление некоей новой интеллектуальной сущности.

Юрий Лебедев

+1

2

НЕОКОНЧЕННЫЙ БОЙ

А вот - материал, который в конце 1996 года появился в еженедельнике «Индепендент уординг».
   
Системы ПВО Великобритании засекли объект, который приближался к английскому побережью со стороны Па-де-кале. На запросы пилот не отвечал. Затем радары его потеряли. И нашли этот самолет только сутки спустя на поле возле дома некой Марты Кроуфорд.
   
Женщина рассказала, что она работала в саду, когда услышала приближающийся громкий рокот. Она взглянула в небо и увидела низко летящий самолет. Прямо над домом его тряхнуло, затем самолет выпустил шасси и приземлился на лугу.
   
Из кабины показалась голова в шлеме, и на крыле появился молодой мужчина в военной форме. Он оглянулся по сторонам, и его несколько раз качнуло из стороны в сторону, будто он был пьян. Летчик присел на крыло и задал странный вопрос: «Мадам, ради бога, куда я попал?» После того как он услышал, что в Англию, мужчина побледнел и сполз на траву.
   
Марта Кроуфорд сняла с него шлем и осмотрела. Он не был пьян или ранен, но вел себя как в сильном бреду: сбивчиво рассказывал о воздушном бое с какими-то фашистскими асами и просил соединить по телефону с командиром полка. Прибывший доктор доставил необычного летчика в военный госпиталь.
   
Как оказалось, самолет был сильно поврежден - пули в семи местах пробили фюзеляж. Эксперты с британской базы ВВС установили, что перед ними - истребитель Р-40 «Кертисс», состоявший на вооружении у американцев в годы Второй мировой войны.
   
Сам летчик по имени Джон Уокер, придя в себя в госпитале, рассказал невероятные вещи.
   
Он, лейтенант военно-воздушных сил США, 9 апреля 1944 года в составе эскадрильи прикрытия сопровождал британские ланкастеры - тяжёлые бомбардировщики, шедшие бомбить объекты на территории Бельгии, окупирова ной нацистами. Три мессершмита навязали Уокеру бой. Он сбил одного, но два других гнали и обстреливали его до тех пор, пока не подбили. Над проливом машина стала терять высоту. Летчик откинул крышу кабины и уже собрался выброситься с парашютом, как...
   
«Внезапно серый, дымный, грохочущий мир войны будто бы взорвался прямо передо мной. Я подумал, что получил пулю в голову и сейчас умру. Потерял сознание... А когда очнулся, то самолет в крутом пике несся к земле, мотор работал. Я смог выровнять самолет только на высоте 200 метров.
   
Тишина оглушила меня: ни одного самолета в небе! Пропали ланкастеры,, пропала туча немецких воздушных охотников, пропали и наши истребители. В наушниках - мертвая тишина. Кое-как я дотянул до виднеющегося впереди берега, где и сел на каком-то поле с пустыми баками и почти без сознания».
   
Известие о том, что на дворе 1996 год, повергло летчика в шок. Его перевели в психиатрическую спецклинику.
   
Еще через сутки, дабы приостановить нездоровый репортерский ажиотаж вокруг этой истории, руководство госпиталя сделало официальное заявление: «25-летний пилот-любитель Джон Уокер, владелец отреставрированного Р-40 «Кертис», страдает от навязчивой формы шизофренического бреда, обостренного полной амнезией, внезапно поразившей его во время полета.
   
Болезнь, безусловно, спровоцирована неумеренным увлечением мистера Уокера историей авиации. В настоящее время больной считает себя пилотом ВВС США времен Второй мировой войны. Сейчас он лечится в специализированной клинике без права доступа к нему посетителей, способных вызвать обострение болезни».
   
Журналист Джеймс О'Хара провел собственное расследование. И вот что он выяснил.
   
«Самолет с бортовым номером Р-0327 действительно входил в 123-ю эскадрилью прикрытия и пропал без следа 9 апреля 1944 года после начала воздушного боя с тремя «мессерами».
   
Его пилотировал лейтенант Джон Уокер, фотографию которого нам удалось разыскать в архивах и переснять. На правой щеке у него характерная родинка. У появившегося здесь летчика на правой щеке такая же родинка, а с пилотом Уокером на фотографии из архива они похожи, как не могут, быть похожими даже близнецы! Это, безусловно, одно и то же лицо.
   
Кроме того, на самолете имелись свежайшие царапины и пробоины от пуль, я сам их щупал. Значит, самолет обстреляли не 52 года, а максимум 20 минут назад. Кроме того, откуда они могли бы взяться у отреставрированного самолета?!»
   
Эта сенсационная история не получила продолжения. Власти Великобритании упорно молчат о судьбе Джона Уокера.

0


Вы здесь » Все На Сахалин » НЕпознаННоЕ » Хочу все знать!