БУЛГАКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МИРОЗДАНИЯ
То, что я сейчас скажу, стало известно сравнительно недавно. Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из основателей, одним из наиболее ярких представителей такого направления, как эвереттическая литература. Этот термин я поясню, чтобы те, кто захотят узнать подробности, могли самостоятельно обратиться к литературе, к Интернету. Дело в том, что в 1957 году в американском журнале «Reviews of Modern Physics» вышла статья американского физика Хью Эверетта. Эта статья, которая была благословлена Нильсом Бором, породила целую современную физическую литературу. Согласно Эверетту, во всех квантовых процессах — а мы с вами являемся квантовыми объектами — осуществляются все выборы, которые теоретически возможны. И так называемые параллельные миры, о которых говорят средства массовой информации и порой фантасты, — это не просто образы, не фантазия, это физическая реальность.
Так в чем же особенности этого нового, «физического взгляда на художественное творчество»? Дать детальную картину пока невозможно — эвереттика, как инструмент интеллектуального анализа, только пробует свои силы. Поэтому, не претендуя на полноту, отмечу только то, что видно уже сейчас. И давайте посмотрим, как эти признаки эвереттического жанра проявляются в «Мастере и Маргарите».
Прежде всего, оказалось, что автор, «как бы творя» мир своего произведения, «на самом деле» является — и осознает себя! — только «специальным корреспондентом», сообщающим читателю о событиях, свидетелем которых (пусть даже и в «воображении»!) он являлся. Это ощущение «власти» мира героев над авторской волей отмечается многими писателями. И оно — следствие именно физической эвереттичности, того факта, что всякий «выдуманный» здесь и сейчас мир является действительным миром в какой-то ветви Мультиверса. Вопрос о том, как писатель проник в этот мир, как он с ним взаимодействует, — отдельный и сложный и требует отдельного обсуждения. Да, это «закрытые» миры для большинства из нас. Но писатели — люди особенные: «В том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!» И тот факт, что М. А. Булгаков был убежден в том, что он пишет «правдивое повествование» и не может умереть раньше, чем закончит свою работу над «Мастером и Маргаритой», — весьма знаменательное свидетельство реальности и прочности связи миров «авторского воображения» с нашим повседневным миром.
Вторая явная особенность — внимание автора к необычным интерференционным явлениям, обнаруживающимся в описываемом мире вследствие его взаимодействия с другими ветвями Мультиверса, и прежде всего, с «нашей вселенной». От нас в «воображаемые миры» могут приходить и сосуществовать с «выдуманными» и отдельные герои, и целые сюжетные ситуации.
Тре тьей, столь же фундаментальной, чертой эвереттических миров является необычное течение времени. Эта необычность может иметь самые разнообразные проявления — время может растягиваться, сжиматься, делать петли, течь вспять, «дискретно ломаться», приводя к анахронизмам и фантомам из будущего. Разумеется, все эти эффекты проявляются отнюдь не везде и не всегда. Более того, как правило, все это не обязательно даже замечается обитателями этих миров, как не замечается порой и нами — «счастливые часов не наблюдают»... И парадокс полуночи Бала Воланда — далеко не единственный временной парадокс «Мастера и Маргариты».
Четвертая особенность возникает тогда, когда описываемый мир имеет отличия каких-то физических свойств от нашего мира. Эта особенность (если она обнаруживается) порождает один из видов фантастики как частного случая эвереттической литературы.
И наконец пятая особенность, последня я из тех, о которых я готов говорить сегодня, в момент становления эвереттической литературы как нового жанра. Она, как мне кажется, именно с литературной точки зрения является важнейшей. (Если согласиться с тем, что одной из самых важных и интересных задач литературы является исследование поведения человека в тех обстоятельствах, которые предлагает ему жизнь.)
Дело в том, что с эвереттической точки зрения каждый из нас — только некая часть, ветвь, орган невообразимо сложного образования, которое в Мультиверсе существует как мультивидуум. Каждый из нас «одновременно» живет во множестве миров, взаимодействует со множеством социумов, обладая в каждом из них и определенным статусом, и соответствующим жизненным опытом. Но эти «другие жизни» многих «Я», составляющих «Супер-Я» мультивидуума, как дополнительные измерения пространства в теории суперструн, «свернуты» и обычно явно не проявляются, оставляя следы своего присутствия в глубинах подсознания. Однако, будучи реальными, эти «обертоны» нашего существования окрашивают музыку каждого конкретного бытия особыми красками, придают ей тот объем, который и воспринимается нами интуитивно, как «глубина личности», как «зов крови», как карма и т. п. И выявление этих «скрытых измерений», обнаружение их влияния на все аспекты нашег о существования, начиная от бытовых и заканчивая «идейными поисками», — одна из самых увлекательных особенностей эвереттической литературы.
В булгаковском шедевре такие «мульти в и дуальные обертоны» легко угадываются в образах Маргариты («как причудливо тасуется колода! Кровь!»), Пилата и Мастера, Левия Матвея и Ивана Бездомного, Иуды и Алоизия Могарыча и многих других, может быть, не столь явных. Разумеется, не следует искать в этих героях строгого параллелизма действий и судеб, но нельзя не видеть и того, что они «одной крови».
Размышляя над этим, я ощутил, что жанровая многозначность текста Булгакова — это проявление некоей новой интеллектуальной сущности.
Юрий Лебедев